Новосибирская обл., Новосибирский р-н, с. Каменка, ул. Заводская, 27а/1

Корякские обряды

      Корякские обряды

Коряки связывали смерть с влиянием злых духов. Поэтому больные и старики предпочитали по своим религиозным предрассудкам, так называемую добровольную смерть. Такой обычай в конце XVII века наблюдали у оседлых коряков исследователи Ушаков и Елистратов. 
Береговые коряки раздетого умершего клали на его постель, головой к выходу, кочевые - на оленью шкуру мездровой стороной внутрь, чтобы в ином мире он спал на ворсе. Сверху накрывали с головой шкурой. Покойник лежал двое суток, и по ночам родственникам спать запрещалось. И хозяева, и гости с умершим обращались как с живым. В изголовье ставили миску с продуктами и чашку сменного горячего чая. 

Покойник считался участником всех игр присутствующих в доме мужчин. Женщины шили похоронную одежду, если ее, по обычаю, не изготовили заранее. Но не целиком. Например, на кухлянке отсутствовала опушка и украшения. Также, по данным В. И. Иохельсона, к обуви не пришивалась подошва. Во время Камчатской экспедиции 1909 - 1911 годов он заметил на подошве погребальной обуви проколы ножом. По мнению коряков, это делалось для «здоровья» покойного. Шили одежду только до полудня, в закрытом пологе, из шкур молодых оленей августовского забоя. Направление швейной иглы было противоположным шитью одежды для живых. Одежду надевали на покойника только рано утром в день похорон. Затем умершего связывали ремнем, пропуская его через плечо, вокруг пояса и колен. На ремне около шеи завязывали узелки по количеству членов семьи, включая покойника. Перед выносом оставляли один кусок с узелком, указывающий, что покойник остался один. Надевали пояс с ножом в ножнах слева, а не справа, как у живых, несколько мешочков с атрибутами для добывания огня в потустороннем мире. 

Первыми подходили близкие родственники, перешагивали через покойного и ударяли правой ногой, как бы отталкивая, по его ногам, гортанно произнося: «Ого! Ого! Ого!». Затем брали из миски в изголовье кусочек мяса и проглатывали его. Это повторяли все присутствующие.

Тело умершего выносили и укладывали на новые нарты. Береговые коряки тащили ее сами, а кочевые впрягали двух оленей, которых, по гаданию коряков, желал бы покойный. На месте похорон оленей забивали. Основным способом погребения у коряков конца XIX  начала XX была кремация. Перед сооружением кострища кочевые коряки клали на землю ритуальную колбасу из оленьего желудка и жира, а оседлые только жир. Старейший родственник покойного следил за правилами расположения дров на костре, а последующие обряды выполняли две родственницы. Главным действием было разрезание живота покойнику, чтобы сохранить внутренности, отсутствие которых могло помешать выяснению причины смерти и тому, чтобы убить злого духа, как виновника смерти. В костер складывали все вещи покойного, в основном оружие, домашний инвентарь и подарки для умерших родственников. К покойнику прикрепляли деревянный крестик из двух палочек - для отгона собак, якобы первыми встречающих покойного на том свете. 

Наблюдая за сожжением, присутствующие ели мясо оленей, забитых покойнику, вели себя вольно, соревновались в борьбе и беге. Перед уходом все обходили место сожжения против солнца, шли, запутывая свои следы. 

У большинства коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока статус умершего фиксировался еще и изготовлением особых изображений-заместителей (идолов, вместилищ души). Они были представлены частями тела покойного или его одеждой, камнем или щепкой, копьем, посохом, антропоморфными куколками, домашними животными.

 В отношении умершего или его ритуального двойника совершались ежедневные и периодические например, в новолуние) обрядовые действия: кормления, жертвоприношения и «свидания». Во время таких «свиданий» ему передавали еду, одежду и другие вещи, в которых он «нуждался», а также вступали с ним в диалоги через шамана, как бы  гадая о своей судьбе. Это своеобразные вторые похороны. У нивхов такой обряд назывался «поднятием дерева»: «Пока не будет сделано «поднятие дерева», душа умершего человека в селении мертвых ходит, в свое селение приходит. В селении мертвых она жилища не имеет, здесь жилища не имеет. Так посередине бродит». Обряд сводился к тому, что душу покойного переводят в новое вместилище - деревянную фигурку, вырезанную из щепки, отколотой от лиственницы во время обряда сжигания тела, причем голову вырезают в стороне, обращенной к корню, а ноги - к вершине. Эту фигурку снабжали одеждой, вещами, кремнем, едой, т. е. поступали так же, как во время похорон тела, а затем водружали в общеродовой могильный домик - своего рода модель селения, лицом на запад. Интересны «вторые похороны» и у обских угров, когда на сороковой или пятидесятый день (в зависимости от пола умершего) после погребения на окраину села выносили сделанное из волос или одежды покойного изображение. Его помещали в шалашик, а у входа клали убитую утку головой на север. Шалашик и изображение сжигали. Делали это только весной, когда прилетят утки (поэтому, если человек умер осенью или зимой, изображение хранили в доме), и обязательно при южном ветре, чтобы душа могла добраться вместе с утками в мир духов[1].

Поминовение умершего, как отдельный ритуал похоронного обряда, осуществлялось традиционными особенностями: «Через год после погребения устраивают поминки. Берут кусок гнилого дерева, потому что оно мягкое и его можно резать, и делают из него болвана, который должен изображать умершего. Его одевают и ставят на постель, где спит вдова или вдовец. После этого приходят соседи из других жилищ и приносят с собой самые лучшие кушанья. Тут же душат оленя, отваривают мясо и его со всеми прочими кушаньями предлагают болвану. После этого приходит шаман с бубном и начинает камлать. Он берет кусок от каждого кушанья и подносит болвану ко рту, потом опять отнимает и сам это съедает, курит трубку и дует дым на болвана. После этого все начинают есть и поедают все, что припасено. Поев, шаман опять начинает камлать, а по окончании ему приносят кишку, через которую пролезают все присутствующие. После этого шаман перерезает ее со словами, обращенными к болвану (перевод Линденау): «Довольно смотреть друг на друга,  довольно, не возвращайся, не порти нашу охоту и не делай никакого вреда своим детям!» Когда шаман это проговорит, то с болвана срывают одежду, один берет его, выносит из жилища и вешает на дерево или бросает от себя как ничего не стоящую вещь. После этого покойнику вообще не устраивают поминального угощения».

У коряков поминки являлись своеобразной заботой об умерших. Причем, даже у территориальных общин имелись свои особенности. Так, ежегодные поминки тэнты у оленеводов проводились осенью и зимой и были связаны с массовым забоем оленей покойнику. К месту сожжения приходили все близкие и родные, принося продукты, курительные принадлежности. Пожилые женщины делали жертвенник из камней с кострища,  по числу умерших в семье. «Угощая» покойников, коряки сами ели принесенную пищу. Затем отбирали жертвенного оленя и закалывали, делали помазание - кровью брызгали на камни, укладывали туда пучок оленьей шерсти. Сваренное мясо оленя, кроме дара покойнику инэлвэт, съедали присутствующие, следя, чтобы на месте поминок не осталось ни одной кости. Отделенные рога и позвонки в определенной последовательности нанизывали на ольховые ветки. Это символизировало табун оленей, идущий в мир покойников строго на север. Каждый уходящий с поминок отламывал небольшую веточку для того, чтобы покойники не забирали себе оленей живых родственников. Поминки считались полными, если покойнику забивали трех оленей, включая ездового. 

Для береговых коряков (карагинцев, алюторцев, паланцев), крещенных еще в XVII веке, был характерен православный похоронно-поминальный обряд. Но и в XIX -начале XX века коряки, хороня сородичей, клали в могилу все необходимое им для дальнейшей «жизни». Иногда при православном обряде в могилу на гроб бросали ветки кедрача и зажженную спичку, что напоминало существовавшую ранее и у береговых коряков традицию кремации умерших. Весь поминальный обряд заключался в оставлении покойнику немного еды и курева. Через год после смерти посещение места кремации или могилы прекращалось, т.к. оно становилось священным[2].

[1] В.В.Горбачева «Обряды и праздники коряков», СПб.: «Наука», 2004г.

[2] В.В.Горбачева «Обряды и праздники коряков», СПб.: «Наука», 2004г.

^ Наверх