Новосибирская обл., Новосибирский р-н, с. Каменка, ул. Заводская, 27а/1

Погребальные обряды эвенков-орочонов

 Погребальные обряды эвенков-орочонов

Эвенки-орочоны, малоизученная этническая группа эвенков, имели специфические особенности в языке, хозяйстве, социальном строе, материальной и духовной культуре, в том числе в религиозных воззрениях[1].  Смерть эвенки-орочоны объясняли уходом живой души хэян из тела человека и поселением души мугды.                                                   

Камлание шамана – проводы мугды в мир буни – проходило в зависимости от того, когда человек умер и в каких условиях находился труп. Обычно это случалось через полтора-два года после смерти. Обряд похорон производился без шамана.                                                                     

Считалось, что души хэян и мугды жили почти такой же жизнью, как и люди на земле. Поэтому, по сложившимся традициям, по покойникам не плакали. Смерть рассматривалась как несчастье, горе, но в будущем, как считали эвенки, умерший обязательно встретится со своими близкими. Боязнь покойника, по всей вероятности, развилась в результате появления представлений о шаманских мирах и земле буни.                                               

В конце XIX – начале XX в. у эвенков-орочонов существовало два способа захоронения: в земле и воздушный. Но прежде чем охарактеризовать эти способы необходимо кратко остановиться на обычаях и обрядах, сопровождавших погребение.                                                                          

После наступления смерти покойника раздевали, грудь и живот обмывали кровью жертвенного оленя или теплой водой. После обмывания умершего одевали в лучшие одежды и укладывали на коврик кумалан. Затем изготовляли колоду, которая по внешнему виду напоминала килевую или плоскодонную лодку. Лодки-колоды обоих типов делались из сухой красноватой внутри древесины лиственницы «мугдыкен», но не в коем случае, не дуплистой. Длина их колеблется от 1 до 2,5м, ширина и высота от 25 до 40см.                                                                                                     

Вымазав предварительно изнутри лодку-колоду кровью жертвенного оленя, в нее укладывали лук, колчан со стрелами, ножи и другие промысловые и хозяйственные предметы, которыми он пользовался при жизни; около женщины – орудия для обработки шкур, шкатулку со швейными принадлежностями и мелкие личные вещи. Ребенку клали шкатулку с идолами-охранителями и игрушки. Мужчину к месту захоронения несли мужчины, женщину – женщины, ребенка – отец или близкие по крови родственники-мужчины. Лодку-колоду с покойником надевали на заранее приготовленные, обрезанные и обтесанные из живых лиственниц два столба так, чтобы голова покойного была направлена на заход солнца. Под лодкой разводили огонь, в который лили жир для окуривания. Личные вещи и предметы связывали в один узел и помещали на соседнее дерево. Шкуру жертвенного оленя вместе с головой, внутренностями и ногами вешали около помоста, придавая ей вид живого животного. Мясо съедалось участниками обряда.                                

Окончив обряд, его участники, пятясь, отходили от места погребения и возвращались домой. В похоронах участвовали только родственники. Местом для погребения обычно служили острова с высокими, хорошо просматривающимися местами. Это делалось для того, чтобы душа умершего человека не беспокоила оставшихся в живых сородичей. По представлениям верхнеамурских эвенков, душа умершего не может преодолеть водные пространства. Места захоронений обычно не посещались, и эвенки их обходили стороной. Для того чтобы вещами умершего и лодкой-колодой больше ни кто не мог воспользоваться, вещи приводили в негодность. А лодку-колоду специально изготавливали асимметричной.                     

Подобные типы захоронений встречаются по рекам Нюкжа, Олекма, Тунгурча, Тунгурчекан, Куранах, Амуткачи, Зея, Гилюй и ряд других мест.                  

Выше мы рассмотрели наиболее характерный вид захоронений у эвенков Верхнего Приамурья в конце XIX – начале XX в. Но там, где эвенки соприкоснулись с русским населением, существовали захоронения и в землю, а в бассейне Нюкжи и по среднему течению Олекмы существовали и вторичные погребения.                                                                                    

В начале XX в. вторичными погребениями пользовались в очень редких случаях, в основном для умерших во время зимних промыслов, в отдаленных от стойбища местах. Покойника раздевали, обмывали ему грудь и живот кровью жертвенного оленя, одевали в лучшую одежду, которая находилась при нем, заворачивали в покрышку от чума или шкуру и клали на лабаз головой в направлении захода солнца. Все личные вещи слегка портили и укладывали рядом. Затем разводили под лабазом костер, подливая в него жир, окуривали покойника. Убивали верхового или передового оленя принадлежащего покойному, шкуру вместе с головой и ногами вешали рядом. Мясо съедали. От лабаза отходили пятясь. На этом месте не задерживались, а перекочевывали в отдаленные районы. При возможности через год-полтора возвращались к месту с лабазом покойника, делали небольшую лодку-колоду, складывали в нее без всякого порядка кости умершего. Череп обязательно ориентировали на заход солнца. Лодку-колоду надевали на два столба и пятясь уходили. Вторичное захоронение делали после проводов шаманом души умершего в мир буни.

Захоронения в земле у эвенков-орочонов в основном были распространены по левым притокам Амура в районах, смежных с расселением русских, где наблюдалось сильное влияние церкви. Обряд похорон остался таким же как и при верховых захоронениях, только лодки-колоды изготовлялись без отверстий для столбов и ставились в могилу. Как правило, сверху насыпали небольшой холм и устанавливали крест. Испорченные личные вещи и предметы клали сверху на могилу или развешивали на соседних деревьях. Шкуру жертвенного оленя вместе с головой и ногами вешали рядом. Голова покойника, как и в верховых захоронениях, обязательно должна быть направлена на заход солнца[2].

[1] Василевич Г.М. Эвенки. Л., 1969, с.3 – 9, 157.

[2] Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец 19 – начало 20в.). – Новосибирск: Наука, 1984.

^ Наверх