Новосибирская обл., Новосибирский р-н, с. Каменка, ул. Заводская, 27а/1

 Ритуал погребения нанайцев

             Ритуал погребения нанайцев

Нанайцы, чтобы убедиться, что человек умер, прикладывали ко рту или ноздрям усопшего птичье перо. Если пух не колыхался, значит, человек не дышит, и душа покинула его. Тело умершего клали на доски диркэнчэ на полу у левых нар, вытягивали руки вдоль туловища. Завязывали обе ступни белой тесемкой, а к пяткам клали камень, чтобы покойный не выталкивал ногами души живых родственников.

Близкие в знак траура широкой полоской белой ткани повязывали голову. Покойному изготавливали погребальный нагрудник эриптун с узором в виде кишок, чтобы душа могла дышать и питаться. Пищу и воду клали у изголовья. Семь дней в доме горел свет. 

Погребальная одежда с нечетным числом порванных вещей напоминала повседневную, по статусу покойного. На улице раскладывали одежду и вещи умершего, которые частью сжигали во время поминок, частью раздавали родным на память. В гроб складывали остатки одежды и предметы домашнего обихода, кроме ножниц.

Покойника выносили ногами вперед чужеродцы через выломанный проем или через окно, а не в дверь, чтобы он не нашел путь домой. Родственники старались схватиться за гроб (обряд задержания). После, заделывали этот проход. Выметали мусор: с восточной стороны родственники, с западной - чужеродцы. Недалеко от входа в кэрэн - родовую бревенчатую погребальную пазовую постройку - или с западной стороны могилы зажигали огонь мертвых. Могилу на родовом кладбище в форме прямоугольника копали чужие люди. Перед захоронением «разрывали» связь с живыми - сириктэ хутэлиури: человек с концом оборванной нити быстро уходил с кладбища, чтобы душа покойного не причинила зла родственникам, разорвавшим с ней связь. 

Крышку гроба забивали родственники нечетным количеством гвоздей,  так же нечетно ударяя по гвоздю. Покрывали гроб циновкой из тальниковых прутьев, сверху берестой. Опускали гроб головой на восток, закапывали его чужеродцы. Над могилой ставили столбик. Тут же клали порванные, сломанные вещи. Памятники пайдан на могилах нанайцев - в ногах - появились под влиянием русских[1].

Нанайцы поминки устраивали в начале каждого месяца весь год. Первые поминки надани - на седьмой день с участием шамана. Между могилой и поминальным костром прочерчивали канавку, поперек клали палочку хумэгдэн или жгутик травы наокта, на середину которых лили воду или жидкий отвар круп - питье для покойника. Параллельно костру стелили узкую камышовую циновку, на нее клали поминальную пищу. У костра на рогатину вешали изображение души - лочако орнаментом к костру. Бросали в огонь поминальную еду. Если пища хорошо горела, считалось, что душа покойника принимает ее с «легким сердцем».

Одну из головешек старшая женщина незаметно откладывала и потом подкладывала в огонь домашнего очага, как бы принося долю огня живущим. Готовили поминальную еду, а также изображение души пане - это вставленная в деревянный квадрат деревянная фигурка человека с раскуренной трубкой в отверстии, имитирующем рот. Шаман по признакам, знакомым родственникам, искал душу покойного. Перечислив все предметы, спрятанные за пазухой умершего перед выносом из дома, он «опознавал» ее. И со страшным криком «захватывал» ее ртом, затем вдувал в изображение души. После этого родные могли ухаживать, кормить, укладывать спать душу умершего.

[1] С. В. Березницкий и др. «История и культура нанайцев»,  СПб.: «Наука», 2003

 

^ Наверх